ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОРИГИНАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Идет первая/нечетная неделя

2016 10_10_banner_oporn_
2016 10_18_banner_konkursi
2016 10_10_banner_konferenc
Календарь событий
Январь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
sibsau online2
novosti_soyuzmash

1970-1980 гг.

Наращивая научный потенциал

В ноябре 1968 г. на должность ректора завода-втуза назначается Павлов Анатолий Георгиевич, кандидат технических наук, доцент, до этого работавший заведующим кафедрой технологии машиностроения Красноярского политехнического института. Главной задачей вуза на ближайшие годы становились вопросы развертывания на кафедрах научной работы как базы повышения квалификации преподавателей, активного использования для этого целевой аспирантуры. В задачах на пятилетку 1970-1975 гг. намечалось довести долю численности преподавателей с учеными степенями и званиями до 30 %. Но при этом не планировалось увеличение численности профессорско-преподавательского состава (она оставалась на уровне 110 человек), на уровне 210-220 человек сохранялась общая численность работающих в вузе. Прием студентов на первый курс к 1975 г. планировался 350 человек, в том числе на дневное отделение 250 человек. В области учебной работы основной задачей являлось улучшение учебно-методического обеспечения и совершенствование учебных планов в связи с оптимизацией прохождения студентами инженерно-производственной подготовки и их работой на предприятии. Руководство учебной и научной работой вуза осуществляли в этот период проректоры по учебной и научной работе Зоткин Василий Павлович, Моргун Николай Васильевич и Лукьяненко Михаил Васильевич. В жизни высшей школы страны это время отмечено выходом в июле 1972 г. Постановления ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране", направленного на существенное усиление его роли в социально-экономическом и научно-техническом прогрессе общества. На первый план выдвигались качественные показатели работ вузов, умение выпускников вузов осваивать и внедрять новейшие достижения науки и техники.

Начало 70-х гг. было отмечено научной активностью большинства выпускающих и общенаучных кафедр. На кафедрах по заказам базовых предприятий выполнялось около 20 хоздоговорных тем. В вузе начали издаваться первые сборники научных работ (кафедра М-3), десятки научных докладов представлялись на всесоюзные научные конференции и семинары. Ежегодной практикой стало проведение студенческих научно-технических конференций. Плодотворным был 1973 г.: в центральных вузах страны состоялись 7 успешных защит кандидатских диссертаций сотрудниками завода-втуза. В системе заводов-втузов по уровню проводимых исследований и их результативности институт в 70-е гг. занимал ведущее положение. Сказывалась тесная работа с аэрокосмической отраслью и актуальность тематики. Объем финансирования научных исследований кафедр вуза со стороны базовых предприятий составлял в 1975 г. около 500 тыс. руб.

Переход к самостоятельности

В период 1976-80 гг. ректором завода-втуза являлся Всеволод Николаевич Севастьянов, кандидат технических наук, доцент, имевший большой опыт комсомольской и партийной работы в Сибирском технологическом институте. Прежний ректор А. Г. Павлов перешел на должность старшего научного сотрудника для завершения работы над докторской диссертацией. В этот период потенциал вуза давал основания ставить вопрос о расширении его самостоятельности. Пребывание завода-втуза в качестве филиала Красноярского политехнического института значительно усложняло работу, поскольку даже простые вопросы приходилось согласовывать с ректором головного института. Большим неудобством было отсутствие у вуза собственного финансового счета и бухгалтерии как самостоятельного подразделения. В 1978 г. эти вопросы были решены, кроме того, самостоятельность приобрел научно-исследовательский сектор завода-втуза. В самоопределении вуза это сыграло большую роль, и одним из катализаторов укрепления его самостоятельности явилась научно-исследовательская деятельность. Объемы финансирования исследований росли, бухгалтерское оформление договоров на проведение НИР превращалось в серьезную проблему. Территориальная удаленность вуза от головного института вынуждала научных сотрудников много времени непроизводительно тратить на оформление "бумажных дел". 

Положительное решение некоторых вопросов самоопределения было в то время необходимым шагом в обретении полной самостоятельности. Невысокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава (остепененность ППС в 1975 г. - 30 %) и, главное, отсутствие в составе кафедр штатных докторов наук, профессоров оставались главными препятствиями для постановки этого вопроса перед Минвузом РСФСР. Поэтому наращивание научного потенциала и активность в защитах докторских и кандидатских диссертаций оставались главными задачами кафедр. В планах на пятилетку 1976-1980 гг. намечалось при увеличении численности ППС до 150 человек довести процент преподавателей со степенями и званиями до 45 %, что приближало этот показатель к среднему по вузам страны. Это означало, что за пятилетку должно было состояться около 40 защит диссертаций. Уровень научной работы вуза того времени указывал на реальность этих цифр.

Развитие вуза планировалось и в части приема студентов по дневной и вечерней формам обучения. Организационная работа ректората, повышение ответственности всех руководителей за выполнение годовых заданий обеспечивали достижения запланированных показателей. В указанный период в вузе была открыта новая специальность - "Экономика и организация производства в машиностроительной промышленности". На базовых предприятиях была довольно значительная прослойка руководителей-практиков, имевших среднее специальное образование и большой стаж производственной работы. Для них по согласованию с Минвузом РСФСР была организована ускоренная подготовка по вечерней форме обучения. Первый выпуск специалистов-организаторов производства состоялся в 1982 г., эта форма подготовки для работников предприятия оказалась весьма востребованной. Обучение в вузе прошло большое количество руководителей производственных коллективов, цехов, участков. Нужно сказать, что эта категория студентов отличалась повышенным уровнем ответственности за результаты учебы, их показатели были всегда значительно лучше, чем у студентов - вчерашних школьников. Руководство предприятия внимательно относилось к учебе своих кадровых специалистов, и в этот период особенно проявилась взаимная необходимость вуза и базовых предприятий.

В заводе-втузе произошел ряд структурных перемен. В 1978 г. был организован самостоятельный вечерний факультет с двумя специальностями: технология машиностроения, экономика и организация производства в машиностроительной промышленности. Деканом факультета был назначен опытный преподаватель Киреев Евгений Владимирович.

Общая численность студентов за пятилетку 1976-80 гг. возросла почти на 800 человек, и составила 2300 человек, в том числе по дневной форме обучения 1600. Общий прием студентов на первый курс в 1980 г. увеличился по сравнению с 1976 г. на 175 человек и составил 525 человек, на 100 человек возрос прием на дневное отделение, он составил 350 человек. На 16 кафедрах вуза работало 160 преподавателей, из которых 65 имели ученые степени и звания. В составе кафедр появились первые штатные доктора наук, профессора.

В работе по совершенствованию системы образования упор делался на комплексный подход с повышением ответственности руководителей подразделений, преподавателей и сотрудников за качество подготовки специалистов. К этому времени относится проведение работ по составлению моделей выпускаемых специалистов, технологических карт учебных дисциплин, выработки критериев оценки эффективности работы учебных подразделений, разработка системы внутривузовского контроля качества подготовки специалистов. Была развернута работа по повышению квалификации преподавателей по вопросам педагогики высшей школы, усилилось внимание к вопросам организации и контроля самостоятельной работы студентов.

К 20-летней годовщине создания вуза в 1980 г. для предприятий аэрокосмической отрасли было подготовлено 2729 специалистов, в том числе 2073 по дневной форме обучения.