«Гео-декор»: фантазируй, выращивай, вырастай!

Дата публикации:

«В чём призвание наше, в чём божественный путь? Этот мир сделать краше! Ну, хотя бы чуть-чуть...» – эти слова из песни вполне можно отнести к участникам краевого смотра-конкурса ландшафтных проектов территорий образовательных учреждений «Гео-декор», организованного Красноярским краевым центром «Юннаты». Каждый год сотрудники и воспитанники детских образовательных учреждений Красноярского края украшают Землю своими руками, преображая вверенную им территорию.

Подведение итогов конкурса 2020 года состоялось 17 сентября. Экспертами в конкурсных номинациях выступали сотрудники кафедры селекции и озеленения Института лесных технологий СибГУ имени М.Ф. Решетнева А.Б. Романова и К.В. Шестак.

Работа над ландшафтными проектами многоэтапная. Необходимо учитывать природные особенности участка, знать нормативы и требования, предъявляемые к благоустройству объектов озеленения ограниченного пользования, разрабатывать концепцию композиций, владеть приемами работы с природным материалом. А самое главное – зажечь своим энтузиазмом других, найти единомышленников, сделать их работу слаженной и продуктивной. Все это с успехом выполнили команды, представившие на конкурсе детские сады, школы, центры дополнительного образования, детские дома и школы-интернаты. Каждая категория детских учреждений своеобразна. В зависимости от принадлежности ее территория ограничена по площади, а ее благоустройство подчиняется специально разработанным стандартам. Достижение оптимального сочетания функционального архитектурно-планировочного решения с высокой декоративностью составляющих элементов – главная цель ландшафтного архитектора.

Odoo изображение и текстовый блок
Odoo изображение и текстовый блок

Далеко не всегда педагоги, участвующие в смотре, могли рассчитывать только на силы своих подопечных. На помощь приходили родители воспитанников, заинтересованные в развитии и усовершенствовании мира, в котором живут их дети. Что касается старшеклассников, они становились полноправными членами творческих команд, и на их плечи зачастую ложилось выполнение непростых приемов по воплощению проектов в реальность. Привлечение партнерских организаций помогало участникам решать проблемы, связанные с доставкой вспомогательных материалов, выполнением сложным малых архитектурных форм.

Алевтина Романова, доцент кафедры селекции и озеленения, кандидат сельскохозяйственных наук : В экспертизе конкурсных работ «Гео-декора» я участвую не впервые, и мне было очень интересно, чем на этот раз порадуют такие разные по возрасту и месту проживания энтузиасты из детских образовательных учреждений. Внимание к таким территориям неслучайно. Ведь именно на них дети проводят много времени, наблюдают природу, развиваются физически и духовно, познают мир. Правильная организация участков способствует воспитательному процессу, и замечательно, что находятся организаторы, направляющие познавательную и творческую деятельность ребенка в нужное русло! Вне зависимости от возраста члены команд знакомились с новыми видами растений, увлеченно рисовали эскизы, мастерили макеты, сеяли семена и выращивали рассаду, вместе радовались результатам своего труда.

Подавляющее большинство конкурсных проектов отличает низкая себестоимость. Это связано с тем, что изобретательные и находчивые участники конкурса в своей работе старались использовать все доступные средства. В ход шли самостоятельно заготовленные семена, поделки учащихся, разнообразный подручный материал для изготовления оборудования и малых архитектурных форм.

Отдельное слово мне хочется сказать о командах детских домов и школ-интернатов. В последнее время часто можно слышать нарекания к самостоятельности и социализации их выпускников. Я думаю, что они никогда не будут относиться к тем ребятам, которые вместе со своими педагогами копали, рыхлили, пропалывали, мастерили и оформляли конкурсные композиции. И так приятно было видеть в презентациях радостные, оживленные лица воспитанников, занятых интересным делом! А фотографии участков демонстрируют, наряду с обширными размерами, высокий уровень ухоженности и художественного оформления, что вдвойне важно для тех, кто не только обучается, но и постоянно на них проживает.

Концепция многих проектов была связана с годовщиной Великой Победы. Созданные аллеи Славы, использование военной символики в оформлении композиций еще раз напомнили детям о значении этого праздника в жизни каждого. Суммарная оценка представленных проектов складывалась из множества показателей. Мне, как специалисту по озеленению, было привычней оценивать разнообразие видового состава используемых растений, правильность составления ассортиментных ведомостей и подбора видов в цветниках, качество посадочного материала. И здесь нужно отметить мастерство участников, которые умело использовали как обычные для массового озеленения, так и малораспространенные виды цветов и даже огородные растения. Особое уважение вызвали участки, где и древесные растения пользуются должным уважением и имеют здоровый, ухоженный вид. Вообще, мое пожелание ко всем настоящим и будущим участникам смотра-конкурса: при том, что их основное внимание обычно направлено на работу с травянистыми цветочными растениями, нужно помнить, что деревья и кустарники являются полноправными участниками насаждений, ни в коем случае не должны рассматриваться в качестве досадной помехи для размещения цветников, и их включение в композиции только добавит ценности представляемым проектам.

Кира Шестак, доцент кафедры селекции и озеленения, кандидат сельскохозяйственных наук : Особо стоит подчеркнуть обширную географию смотра-конкурса. Его участниками стали команды 31 образовательного учреждения из 12 территорий Красноярского края: городов Дивногорска, Железногорска, Зеленогорска, Канска, Красноярска, Лесосибирска, Минусинска; районов Абанского, Большемуртинского, Енисейского, Казачинского, Новоселовского, Ужурского, Шушенского. Разнообразие исходных условий, целый комплекс лимитирующих факторов нисколько не ограничивали полет фантазии участников. Реализации оригинальных идей и смелых замыслов не смогла помешать и сложная ситуацией самоизоляции. Педагоги и их подопечные довели свои проекты до завершения и представили конкурсному жюри результаты многомесячной кропотливой работы.

Победителями в номинации «Школьный оазис» стали проекты: «Помним о прошлом, живем настоящим, строим будущее» МАОУ Абанская СОШ №3; «Злато-серебро» МАОУ «Лицей №7 им. героя Советского Союза Б.К. Чернышева», г. Красноярск; «С чего начинается Родина?» МОБУ СОШ № 16, г. Минусинск. Представленные на конкурс материалы отражают богатый видовой состав растений, используемых в композициях, интересные цветовые решения, применение малых архитектурных форм в благоустройстве площадок для отдыха обучающихся.

В номинации «Зеленая страна» (ландшафтные проекты территорий образовательных учреждений для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) жюри отметило работы команд: «Территория «Детство» КГКУ «Красноярский детский дом №2 им. И.А. Пономарева»; «Цветочная фантазия» КГКУ «Шушенский детский дом»; «Слава Победителям!» КГКУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского»; «Аллея славы юных участников ВОВ» КГКУ «Минусинский детский дом». Эти проекты отличаются детальной концептуальной проработкой, использованием инертных природных материалов в композициях, эффектными цветниками с выразительным растительным орнаментом и даже вертикальным озеленением.

«Подводя итоги смотра-конкурса «Гео-декор», надеемся, что праздник фантазии, познания и труда, организованный Красноярским краевым центром «Юннаты», оставит свой след не только в уходящем лете, но и послужит отличным стартом для наших будущих абитуриентов, для которых украшение мира будет настоящим призванием», - добавила Кира Шестак, доцент кафедры селекции и озеленения, кандидат сельскохозяйственных наук.